Главная \ Статьи \ Время Меняться

Статьи

Время Меняться

Время для перезагрузки бизнеса. Если раньше наши предприниматели ездили за границу, чтобы ее скопировать. То есть, например, ехали во Францию, чтобы взять за образец ресторан и в точности воспроизвести его копию в своем городе. Фотографировали, нанимали французских специалистов. Спустя несколько лет ситуация меняется.

Время для перезагрузки бизнеса.

Если раньше наши предприниматели ездили за границу, чтобы ее скопировать. То есть, например, ехали во Францию, чтобы взять за образец ресторан и в точности воспроизвести его копию в своем городе. Фотографировали, нанимали французских специалистов. Спустя несколько лет ситуация меняется.

Сегодня едут, чтобы снять копию, но также, а лучше. Конечно, не все российские города и регионы находятся в этом тренде, кто-то еще живет парадигмами прошлого. Но ориентир намечен.

Но почему бизнес стал меняться? Стали происходить сдвиги на уровне страны. Импульс дают первые лица, и, по логике, просыпается вся Россия. 5 лет назад на европейских курортах нельзя было увидеть россиян в спортивных костюмах с надписью «Russia». Но за последние 2-4 года ситуация изменилась. Сейчас такая одежда появляется все чаще. Это способ выразить себя, что я россиянин. Появляется некое национальное самосознание. В первую очередь, оно формируется у предпринимателей и руководителей бизнесов, и это влияет на сам бизнес.

Руководитель – это «душа» компании. Практика бизнеса показывает, что после прихода нового топа, компания начинает  творить чудеса. Вслед за новым руководителем меняется и трудовой коллектив. Взаимосвязь между личностью лидера и структурой очевидна. По всей видимости, сегодня в России происходит новая волна смены руководителей бизнеса. Именно этим обусловлены изменения и в самом бизнесе.

Когда пора меняться.

Но тут мы подходим к главному вопросу? Как часто нужно менять руководителей в бизнесе, чтобы он не стоял на месте, а обретал новый потенциал к развитию? Ответ: пять лет. Пятилетний цикл прослеживается даже у самого человека: 30-35 лет, 40-45 лет. По этим датам можно определить период вхождения в кризис, когда ничего не хочется и ничего не интересно. За 2-3 месяца до начала кризиса человек входит в состояния уныния. Далее должно открыться новое видение. Такой же принцип проявляется в компании, особенно на уровне топ-менеджмента. Директор компании может уйти через пять лет со своего поста не потому, что ему мало платят или еще что-то, а просто заканчивается пятилетний период, и он уже не чувствует себя комфортно в настоящем статусе. 

Это даже полезно сознательно каждые пять лет заменять топов. И не обязательно их увольнять. Смену можно делать в количественном или качественном выражении. Например, человек управлял подразделением в одном субъекте федерации. А потом к его подразделению присоединили еще несколько регионов. Или можно коммерческого директора из одного города перевести в другой. Или из коммерческого директора сделать финансовым, из директора по маркетингу сделать директором по развитию.

Зная, что бизнес развивается такими пятилетними циклами, что делать с трудовым коллективом? Надо всегда иметь скамейку запасных, кадровый резерв. Когда в компании начинаются изменения, то люди «спрыгивают с корабля» со страшной силой. Это означает, что настоящее у компании есть, а будущего нет. Душа компании, он же лидер, понимает, куда дальше надо двигаться, но команды для этого нет. А лидер без команды ничего не стоит. Выращивать менеджеров нужно 3-4 года. Но даже из них на выходе останется всего один. Если не готовить команду заранее, то когда наступят изменения, придется собственнику снова делать все самому и работать по 24 часа в сутки. Поэтому заниматься взращиванием компаньонов для своей будущей компании нужно уже сегодня.

Конечно, у всех культур есть своя специфика. У японцев этот цикл составляет 25 лет, у европейцев 7 лет. Но для нашей страны это срок в 5 лет. Причины кризиса и механизм выходы везде одинаковые. И там, на Западе, психоаналитики сильно востребованы, как адвокаты. А, например, Норвегия, материально очень благополучная страна, вообще на первом месяце по суицидам, шизофрении, не говоря уже о последнем случае на острове Утойя. Это свидетельствует о кризисе как людей, так и организаций.

Смысл жизни и его суррогаты.

Но что делать самому предпринимателю, если он самореализовался и подошел к концу его собственный очередной пятилетний срок? Один путь — это заменители драйва: дайвинги, рафтинги, спиртное и так далее. Смысл жизни тогда есть, когда ощущается драйв.

Но лучше отыскать причину и устранить ее. Причин может быть несколько. Первое, это то, что называется вампирический захват. Например, ему 40, он влюбляется в 20-летнюю. Он считает, что это настоящая любовь, а она его рассматривает, как кошелек. Это называется вампирический захват. Бизнесмен большого уровня сам себя обманывает, идеализирует корыстные расчеты. Ну а раз сам себя обманывает, то здесь включается принцип кармы. За обман надо отвечать. Вторая причина – это лень духа, когда человек делает одно и то же  каждый день и не получает от этого удовольствия. Лень – это один из смертных грехов. И здесь начинается: «Каждый год мы с друзьями 31 декабря ходим в баню…». Третье — это потеря связи с бытием, Бытием с большой буквы. Если говорить о большом мегаполисе, то здесь образ жизни городской, урбанистический. А мы с вами называется землянами, мы вышли из земли. Это означает, что нам необходим плотный контакт с землей, а не опосредованный. Я говорю сейчас о том, когда вам хочется в лес, к озерам, горам, на рыбалку и охоту. Это связь с Бытием. Когда этот контакт с Бытием потерян, то тогда может возникнуть тоска. Он тоскует по этой метафизике.

Такое уныние в ближайшей перспективе может негативно отразиться и на состоянии бизнеса.  Как предпринимателю перестать заниматься однообразной деятельностью, найти новые идеи? Кто-то уходит в политику.  Но еще нужно проверить, понравилась ли ему политика. Хуже всего, если ему она пришлась не по вкусу.

Если предпринимателю наскучивают игры в политику, тогда нужно перечитать все труды Гарвардской школы бизнеса. Они подробно рассказывают, как делать из компании холдинг, а не рваться из бизнеса в политику. Можно расширить компанию до холдинга, добавить новые производства.  Например, компания занималась дистрибюцией,  а можно еще открыть сеть пивных ресторанов.

Главное — услышать голос интуиции и в соответствии с ней изменить свою деятельность. На бессознательном уровне мы знаем ответы на многие вопросы. В совершенстве владеют этим навыком люди-кинестетики. Для этих людей в первую очередь важны чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление. Все люди рождаются кинестетиками. Но, впоследствии, большинство эту чувствительность теряет. Но вернуть себе такую способность может каждый.

Статья опубликована в журнале "National Business". Сентябрь 2011 года.

« Назад



Нравится

Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить